Прозаики — великие трудяги. Месяцами за столом, за пишущей машинкой. Десятки вариантов, бесконечные правки, перепечатки, доработки. Но если рукопись не стала книгой — это почти трагедия. Многолетний труд - псу под хвост. И еще одно открытие сделал, общаясь с Сарсекеевым. Бывают, люди, посвятившие себя одному своему герою, и знающие его лучше, чем самые близкие. Таков писатель Медеу Сарсекеев. Главная тема его жизни — научная деятельность и подвиг ученого Сатпаева, ученого с мировым именем, великого современника. Недавно он вернулся в пятый раз по счету к своему герою: «Кому мешала слава Сатпаева» (на русском языке). Ранее книга вышла на казахском языке. Почти треть века он посвятил этой теме - почти всю свою сознательную жизнь. Первая книга «Камни родной земли» вышла в издательстве «Жазушы» в 1974 году. Потому что предыдущее десятилетие — это преддверие к Сатпаеву. Подступы к человеку-гиганту, к человеку-легенде, шел он к нему упорно. А упорства ему не занимать. Родился он в Метельном январе. Среди рожденных зимой в степи выживали только самые жизнестойкие. Ибо степь - матушка и природа производили естественный отбор. Он по натуре борец. И часто отстаивал свои рукописи в издательствах упрямо, настырно, изобретательно. А мне выговаривал частенько с укоризною:
- Ты не борец. Мямля. Свой труд не умеешь защитить от литературных чиновников, поэтому твои стихи оседают в недрах издательств.
Я слабо пытался возражать: - Но ведь рукописи не горят. Справедливость восторжествует. — Ерунда. Красивые слова. Сквозь толпу «литературных генералов», я думаю, и великому Абаю трудно было бы пробиться. Около литературная серость захватила кормушку и никого к ней не подпускала. Твои взгляды безнадежно устарели. Другое время и люди. Вот свежие примеры: наш земляк Толеужан Исмаилов! А как гнали отовсюду при жизни Мукагали? Это теперь крокодиловы слезы льют: Макатаев — талант. Тонкий лирик. Казахский Есенин! А при жизни? Все его пинали, кому не лень. Даже собственная жена не понимала его. Вот такие диалоги... О Сарсекееве - драматурге, авторе трех пьес, с успехом, шедших на сцене казахского облдрамтеатра (пьеса «Взрыв» шла на сцене республиканского драмтеатра). О Сарсекееве-руководителе областной писательской организации напишет кто-нибудь другой, эта тема, особая, требующая анализа и фактов, а я пишу о Сарсекееве -человеке и прозаике, о его рабочей писательской кухне, которая мне хорошо известна
Медеу Сарсекеев родился 2 января 1939 года в с. Кайнар Абралинского района Семипалатинской области. В 1953 году, окончив среднюю школу с золотой медалью, он поступил в Казахский горно - металлургический институт (ныне технический университет). В годы студенчества, он увлекался литературой — пробовал перо в жанре научной фантастики, писал зарисовки, рассказы, очерки для молодежных газет и журналов. После окончания института работал в редакции газеты «Лениншил жас». Однако через год он переехал в Семипалатинск, начал трудиться по своей специальности на цементном заводе. Здесь он прошел суровую школу производственника от рядового инженера до диспетчера завода. В конце 1963 года он переводится в Усть-Каменогорск, в город металлургов, работает собственным корреспондентом республиканской партийной газеты «Социалистик Казахстан». В 1965 году в Семипалатинске открылось: межобластное отделение СП Казахстана, М. Сарсекеева. К этому времени уже члена СП СССР, пригласили возглавить это отделение, и с тех пор он работает в нашем городе. Медеу Сарсекеев относится к поколению писателей, которое пришло в казахскую литературу в 60-е годы. Дебют его был своеобразным: работая на производстве, молодой инженер в течение 1959—1965 гг. одну за другой издал повести «Необыкновенный луч», «Тень Неведимки», «От огня до атома», «Седьмая волна» увлекая юного читателя в мир научной фантастики. Следует заметить, что до него в истории казахской литературы еще не было подобных произведений. Казахская критика дружелюбно отметила их появление, назвав автора «пионером казахской фантастики» (БСЭ, т. 11, стр. 167 М, 1973). Успехи в этом жанре окрылили молодого инженера, он начал пробовать перо и в других областях литературы. Пишет проблемные очерки из жизни производственников, увлекается документальной прозой. Казахские читатели знакомятся с его книгами «Джигиты семилетки», «Когда улетают гуси», «Звездный час». В 1979 году писатель знакомит нас со своим новым произведением — романом «Взрыв» (по казахскому названию «Жангырык», — «Эхо»), Через три года роман опубликован в сокращении на страницах «Литгазеты», журнала «Молодая гвардия», а затем полностью выпущен «Советским писателем» отдельной книгой, а «Жазушы» выпустило новое произведение массовым изданием на русском языке. У каждого времени есть свои герои и антигерои. Об этом его новая книга «Опальный «Сатпаев» (по русскому названию «Кому мешала слава Сатпаева»). Антигерои — это «бывший первый» и его окружение, вся королевская рать, мастера интриг, доносов, тайных маневров, хитрых ходов. Об этом убедительно и документально и только документально повествует это произведение. Главная тема и главный герой его книги — академик Сатпаев. А с чего начиналось. В 1980 году в издательстве «Молодая гвардия» выходит его новая документальная книга «Сатпаев» в серии ЖЗЛ. Сатпаев не просто жизнеописание ученого, фиксация фактов биографии, давно ставших достоянием истории. Это взволнованная повесть о государственном человеке, ученом, честном и принципиальном, о его поисках и находках, о труде и борьбе, порой не лишенной драматических коллизий, стоивших академику крови и нервов, рассказ о человеке, умеющем отстаивать свое научное и жизненное кредо. Это произведение и о геологической науке и в целом, и о прогнозной теории Сатпаева, и о его научной щколе, в частности. «Сатпаев» можно смело сказать, не только удачная, но и яркая книга, она учит, выражаясь словами поэта, «жизнь делать с кого», учиться силе преодоления, целеустремленности, служению науке и Отечеству. Книга воссоздает убедительный и правдивый образ подлинного героя нашего времени. Недаром она писалась автором почти тринадцать лет. Исследование жизни большого ученого потребовало от писателя не только чисто профессионального мастерства и досконального знания материала. Список геологических архивов, использованных в работе над книгой, краеведческих и научных музеев Москвы, Ленинграда, Алматы, Жезказгана, Павлодара, Семипалатинска и Томска дает полное представление об огромной-исследовательской работе, проведенной автором за эти долгие годы. Книга читается как роман, потому что захватывают драматизм времени, острая конфликтность, столкновение характеров. Три его книги — «Сатпаев», «Взрыв» и «Клад» объединяет одна тема. У них общий стержень: его герои — академик Сатпаев, инженер-металлург Таубаев, геолог Казтуганов, люди либо науки, либо производства, так или иначе, они причастны к научно-техническому прогрессу, к эпохе НТР. Хотя Каныш Имантаевич — лицо реальное, а Таубаев и Казтуганов — плод писательского воображения, их объединяют преданность своему делу, глубокие знания, высокий профессионализм и высокая нравственность, великая сила преодоления, которая присуща и автору. Его герои — это крупные личности, сильные люди, умеющие отстаивать свои убеждения, свое жизненное кредо, идущие порой на конфликт, на риск ради дела. Таков и Сатпаев, который не избежал опалы. Почему? Кому мешала слава ученого? Книга ««Сатпаев» вызвала широкий общественный резонанс, жгучий интерес читателя. Интерес усилился после публикации, рецензий на произведение в центральной периодической печати («Правда», «Литературная газета»), суть которых — трудный и долгий путь книги к читателю. Так, в своей статье «Опальные книги» собкор «Литературки» Александр Самойлонко писал: «Сатпаев в «агентах не ходил», с Галичем не дружил, и Домбровский о нем не писал. А книга М. Сарсекеева об известном сыне казахского народа шла к казахстанскому читателю 15 лет, а судьба ее еще более загадочна». И далее автор статьи поясняет: «В 1975 году, когда книга «Сатпаев» находилась в типографии издательства «Жазушы», его директора вызвал секретарь ЦК по идеологии и приказал выпуск книги прекратить набор рассыпать, клише иллюстраций уничтожить, а автору гонорар выплатить сполна так сказать в порядке компенсации… Почему? Секретарь подчеркнул, что это указание свыше. Откуда «свыше»? Сегодня многие в Казахстане уверенно говорят, что история издания книги М. Сарсекеева, как и вообще забвение имени Сатпаева, объясняется тем, что Кунаев не любил Сатпаева. Однако, несмотря на запрет «свыше» « нелюбовь» «первого», книга в 1980 году вышла-таки, но в Москве, в издательстве «Молодая гвардия», в серии ЖЗЛ. В Алма-Ате в ЦК, это известие было воспринято как «нонсенс», а в читательских кругах как сенсация. По указанию опять-таки «свыше», была организована информационная блокада, строгое умолчание, жесткое игнорирование факта выхода книги (хотя за всю историю существования казахской литературы всего три книги наших земляков вышли в серии «ЖЗЛ»). И только спустя долгих восемь лет его «Сатпаев» вернулся на свою «историческую» родину: сразу два республиканских издательства «Жалын» и «Өнер» — дали повторную жизнь этой замечательной книге. Но тогда, хотя на дворе был 1988 год, не все факты биографии ученого стали достоянием читателя. И писатель снова взялся за перо, чтобы создать новую книгу о любимом народом академике, теперь уже открыто рассказывая обо всем, ранее умалчиваемом. Три десятилетия Сарсекеев возглавлял региональную писательскую организацию. Он не любит официальных собраний, совещаний. Ходит на них только по необходимости. Главным в этой своей работе считает выявление дарований, а основным критерием произведения – художественный уровень.
Из-за предельной требовательности он наживал себе врагов среди графоманов, литературных поденщиков, конъюнктурщиков. Зато замеченные, открытые благодаря ему прозаики и поэты, известны уже не только у нас в Прииртышье. Куандык Жусупов, Мергалий Ибраев, Ильяс Исканов, Надежда Чернова, Толеген Жангадиев, покойный Кокен Сакабаев, Таупик Рымжанов, Виктор Семерьянов, Тулеугали Есимжанов, Борис Щербаков. Вадим Варташ,Ергазы Рахимов,Тыныштыкбек Абдыкакимов, Станислав Черных, Владимир Бояринов (ныне живет в Москве). Все они стали профессиональными литераторами. Я тоже в течение трех десятков лет ощущаю поддержку, помощь, опеку литературного «мэтра». Об итогах пусть судят читатели. Еще Блок отмечал, как трудно писателям «сорганизоваться... выйти в мир». Они -люди не практичные. И лидер творческого содружества помог некоторым из них наладить быт. Все упомянутые писатели получили благодаря его работам квартиры или улучшили жилищные условия, и тем самым избавились от унизительных хождений и сидений кабинетах чиновников, отдав всю энергию и время творчеству. Многим литераторам он помогал пробивать рукописи в издательствах, используя свой опыт, свои авторитет в Союзе писателей.
Конечно, не все его желания и поиски в этом плане удались… Одаренный прозаик остается верен своему кредо. Сарсекеева, как писателя, интересует прежде всего человек эпохи НТР. Не столько проблемы научно- технического прогресса, сколько конфликты, связанные с ним, глубинные аспекты НТР: что мы находим и что теряем? НТР и нравственные аспекты связанные с конвеерной эпохой. Пишет он время наше крупно, большому счету, пишет честно, бескромпромиссно. Уверен, что главную оценку дадут само время, наши потомки, для которых он создавал свои произведения.
Алексеев Н. Сила преодоления // Иртыш. – 1996. - 8 февраля. – с.2