Народная мудрость говорит, что славные люди живут обычно две жизни. Первая – это собственная жизнь человека, прожитая в повседневных заботах. Человек работает. Он не выделяется из массы людей. Но он создает что-то необыкновенное, хотя величия трудов его пока не видно.
Проходят годы. Жизнь идет вперед. Многое забывается, но дело, начатое этим человеком, остается среди людей. Не только остается, а живет. Живет полнокровной жизнью! Оно зовет их к подвигам. Имя его становится легендой. И этот период жизни героя мы называем второй жизнью! Она долгая. Она гораздо дольше и славнее, чем первая.
Такова жизнь одного из основоположников казахской советской литературы, выдающегося писателя Беймбета Майлина, чей 70-летний юбилей торжественно отмечен республиканской общественностью. Но если поглубже вдуматься у Б. Майлина было не две, а три жизни.
Беймбет Майлин родился в урочище Актюбе, в бывшем Кустанайском уезде. Очень рано познал он горе, нужду. Еще в младенчестве, лишившись отца, мальчик с семи лет уже вынужден был идти в батраки. Но наделенный природой богатым воображением и недюжинными способностями, он не остался безвестным рабом и упорно пробивал дорогу в свету.
В самых труднейших условиях Беймбет самостоятельно овладевает грамотой, затем уезжает в Уфу. В возрасте 18 лет он оканчивает школу-медресе Галия и возвращается в родной аул учителем. Еще на школьной скамье Беймбет начал свои литературные опыты. Среди своих сверстников он отличался мягким характером, поэтическими наклонностями, умением быстро сложить четверостишье. Постепенно от четверостиший он перешел к большим стихам, написанным в духе просветительства. Начал писать и прозу. Произведения молодого автора печатались в газетах и журналах Оренбурга, Казани и Ташкента. В этот период (1914-1915 гг.) Майлин написал повесть «Памятник Шуги» - самое значительное произведение казахской прозы той поры.
Революционные события февраля 1917 года не застали врасплох молодого поэта и прозаика. Он сразу понял значимость совершенных в истории перемен и по-своему отразил в стихах Февральскую революцию. А когда совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Беймбет Майлин встретил ее с радостью и восторгом и всем жаром сердца, всей силой своего таланта стал воспевать ее. Он одним из первых писателей казахов создал в поэзии образ великого Ленина.
Казахская советская литература только начинала формироваться. Некоторых жанров у нее совсем не было, в частности, драматургии. И Б. Майлин пробует писать пьесы на советские темы. Нужны были и сатирические стихи. Майлин пишет сатиру. Его наивный добряк Мыркымбай успевает везде. Он – байский батрак - вдруг становиться неузнаваемым человеком и смело заявляет своим хозяевам, что пришел конец их господству. Затем бывший батрак становиться аульным активистом. Он организует бедняков, помогает им объединяться в колхозы, выступает борцом за раскрепощение женщин. Он - активный борец. Он – глашатай нового. Таким мы видим Мыркымбая в цикле стихов Майлина.
Вступив в 1926 году в Коммунистическую партию, Б. Майлин со всей энергией и творческим энтузиазмом включился в работу по социалистическому преобразованию страны. Он работает в областных, краевых, республиканских газетах, журналах, в издательстве художественной литературы. Газеты от него требуют фельетонов, и писатель активно берется разоблачать старые пережитки в аулах, бичует оружием сатиры врагов всего нового.
Ленинградская киностудия решает создать первый казахский фильм. И Майлин, в соавторстве с Габитом Мусреповым, пишет киносценарий «Амангельды». Новому казахскому театру оперы и балета срочно потребовалось либретто, а драматические театры нуждались в новых пьесах. Б. Майлин и здесь успевает. Кроме пьес он пишет стихи, прозу. Начиная с 1923 года – за пятнадцать лет творческой работы, - Б. Майлин выпустил в свет 40 книг отдельных произведений, сборников, стихов, поэм, повестей.
Умер Б. Майлин в 1938 году в возрасте сорока четырех лет.
Так кончается первая жизнь Беймбета Майлина. Вторая жизнь писателя коротка. Его имя было предано забвению. Произведения его не печатались, а напечатанные надежно были упрятаны подальше от людских глаз. Попросту говоря, книги писателя запрещали читать. Но люди помнили его. Его любимец Мыркымбай жил в народе. Мыркымбая ставили в пример, на его поступках, на его деятельности учились, как нужно жить, бороться за счастье людей. Жизнь Мыркымбая стала легендой. Люди, научившиеся грамоте после кончины писателя, не знали его имя, но много раз слышали имена героев его книг – Шуги, Абдрахмана и других.
Этот период жизни можно назвать тихим, но не умершим. В отрезке этих двадцати лет поэт походил на горную речку, которая, встретив сильную преграду на пути, остановилась, накапливая силы, чтобы затем мощно рвануться вперед и утолить жажду людей.
Это случилось после XX съезда партии. Беймбет Майлин родился снова, чтобы жить бессмертно. Его книги стали выходить одна за другой. А спрос на них все увеличивался. Издательство «Жазушы» издало произведения Б.Майлина в шести томах. В короткий срок был осуществлен перевод на русский язык избранных произведений писателя.
«Большой, талантливый и вдумчивый художник, прекрасный редактор, добрый товарищ, хороший коммунист и человек Б. Майлин, будучи одним из основоположников казахской советской литературы далеко двинул ее вперед по пути социалистического реализма», - писала о Б. Майлине известная писательница З. Кедрина. И она права.
Короткая, но веская по теме, по содержанию повесть писателя «Памятник Шуги» и на сегодня остается лучшим образцом казахской прозы. Красивая, умная, душевная Шуга и ее любимый Абдрахман утвердились в сознании читателя образами самого чистого и сокровенного.
Не только хорошо запомнились, но оказывали заметное влияние на формирование характеров людей – интеллигентов аула того периода, повести и рассказы Б. Майлина, «Равноправие бедняка» (1923), «Культай - волостной» (1925), «Коммунистка Раушан», «На склоне Коктерека» (1929), «Пятнадцать дворов» и другие.
Сейчас много пишется о жизни и творчестве Беймбета Майлина. Литературоведы пишут монографии, диссертации. Поэты посвятили ему стихи. Многие современники писателя рассказывают о нем в мемуарах. Напишется о писателе и еще много книг.
Летом широко отмечался юбилей поэта на его родине – в Кустанайской области. В течение недели общественность Кустаная и районов устраивала торжественные вечера, выставки, концерты, показывая свою любовь к творческому наследию писателя. Юбилейные дни в Кустанае и торжества, проходившие в столице нашей республики, это лишь начало больших юбилейных мероприятий нынешнего года.
В декабре юбилей Б. Майлина будет отмечаться и в Москве. И впредь народ будет с любовью хранить имя и наследие видного писателя.
Он жил в трудное время. Жил устремленно, мужественно, интересно. Его кипучая деятельность всегда служила народу.
Писатель жил недолго, но смог оставить заметный след в литературе, в жизни. Его сочный, колоритный и одновременно простонародный язык неповторим. Он классик казахской советской художественной литературы, ее начинатель как реалист. Он кажется нам неповторимым чародеем в смысле быстрой реакции на требования времени, требования партии и народа.
Третья жизнь писателя только началась. И она нам видится долгой, бесконечной.
Медеу Сарсекеев
Сарсекеев М. Три жизни Беймбета Майлина (К 70-летию со дня рождения) // Иртыш.- 1965.- 20 ноября. – с. 4