Рус|Қаз

Канал Иртыш – Караганда

Проблемой водообеспечения Карагандинского угольного бассейна К.И.Сатпаеву пришлось заниматься еще в 1942 году, когда ему было поручено выбрать строительную площадку для сооружения Казахского металлургического передельного завода. Его требовали пустить быстро, по законам военного времени. И расположить в экономически выгодном месте. Из предложенных трех вариантов комиссия избрала местом строительства берег нынешнего Самаркандского водохранилища в окрестностях Темиртау (Жауыртау) – вблизи от запасов угля и воды. Через десять лет население Карагандинского бассейна (а он включал в себя такие города – спутники, как Сарань, Шерубай – Нура, Абай, Шахан, Актас, Топар, Шахтинск, Темиртау) перевалило за миллион, а в перспективе обещало увеличиться еще больше. Местные реки и задержанная в весеннее время паводковая вода могли теперь обеспечить население и промышленность только на одну треть. А как удовлетворить остальную потребность в воде?...

Кроме того, Карагандинский промышленный узел в то время включал в себя, кроме Караганды, Экибастуза и Жезказгана, еще и такие крупные индустриальные очаги, как Каражал, Жайрем, Балхаш, крупные рудники в Шетском и Каркаралинском районах. Из них один лишь Балхаш хорошо обеспечен водой – построен он на берегу одноименного озера, в западной части которого вода пресная. Когда гидрогеологи подсчитали, сколько воды потребуется этому гигантскому комплексу в семидесятые - восьмидесятые годы, оказалось, что Центральный Казахстан, если его будут питать только скудные местные ресурсы, станет в будущем ежегодно недополучать около двух миллиардов кубометров воды. Таким образом, без решения проблемы водоснабжения колоссальные минеральные богатства этого региона невозможно было использовать. Где же выход? Таким вопросом задавались производственники и ученые.

Лишь около шести процентов всего водного стока республики приходится на долю Центрального Казахстана. Природа иной раз бывает несправедлива в распределении своих богатств. На поверхности - бескрайние засушливые степи, а под землей - богатейшие кладовые ценного сырья.

Сказочно быстрыми темпами развивался Экибастуз. Госплан СССР запланировал для него такие объемы добычи, что вся европейская и азиатская части Союза, включая и Сибирь, снабжались лишь его калорийным и дешевым углем...

(Забегая вперед, скажем, что в 90-е годы его карьеры-«Богатырь», «Северный», «Восточный» и «Майкубен» ежегодно загружали в железнодорожные составы до 72-73 миллионов тонн угля. Один лишь «Богатырь» обеспечивал половину этого объема. В целом доля Экибастуза составляла более шестидесяти процентов всего угля, добываемого в Казахстане. Союзное правительство в 1977 году приняло постановление, в соответствии с которым в Экибастузе планировалось создать гигантский топливо-энергетический комплекс с последующей прокладкой высоковольтной линии Экибастуз – Центр России напряжением 1500 киловольт и протяженностью 2415 километров. Предусматривалось увеличение мощности добычи угольных карьеров до 170 миллионов тонн ежегодно, строительство 5 тепловых станций с суммарной отдачей 20 миллионов киловатт-часов энергии. Между прочим, таких фантастических мощностей еще не знала мировая практика. Что говорить, мы были больны гигантоманией и старались во всем и везде быть впереди всех.

Этот проект отчасти был осуществлен. Построили первую ГРЭС, начали возводить стены и второй. Через всю Сарыарку на севере Казахстана, далее на Курган и Урал протянули запроектированную линию электропередачи. Европейская часть России и ее индустриальные центры стали подпитываться энергией Экибастуза).

Напоследок приведем еще одну показательную цифру: для охлаждения мощных конденсаторов одной лишь станции Экибастузской ГРЭС требуется 118 кубометров воды в секунду или 4 миллиарда кубометров в год – это больше чем дает за год Москва-река. Теперь умножьте этот объем воды на пять – и узнаете, сколько требуется воды для всех его станций. Словом, получилось так, как поется в популярной песне из кинофильма «Волга-Волга», весь Центральный Казахстан оказался «без воды – и ни туды, и ни сюды!..»

К.И.Сатпаев обратился с личным письмом к первому заместителю Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгину, в котором он аргументировано доказал пользу строительства канала и просил включить его в новый план. С этой же целью он направил своего соратника академика Ш.Ч.Чокина в Москву – «пробивать» идею в высоких инстанциях. Но не, вытерпев, поехал в Москву сам.

Академик Сатпаев всегда был вхож в коридоры власти, особенно в последние годы жизни. Многие высокопоставленные деятели знали его в лицо и уважали ученого как человека делового, который по пустякам на приемы не ходит. Настроенный решительно, К.Сатпаев позвонил по прямому телефону и попросил Алексея Николаевича принять его лично в связи со строительством канала Иртыш-Караганда. Председатель Госплана ответил, что он знаком с этим вопросам, но вряд ли сможет помочь чем-либо, так как слишком много авторитетных лиц против такого дорогостоящего строительства. Каныш Имантайулы снова, как и в прошлые годы, настоятельно просил уделить ему полчаса времени.

-Хорошо, подходите, - был ответ первого заместителя главы Советского правительства.

По воспоминаниям Т.А.Сатпаевой (страница 261, рукопись, домашний архив академика), знавшей все нюансы этой памятной беседы от своего мужа, Косыгин обратился при встрече к нему так: «Расскажите, пожалуйста, нужен ли этот канал для Казахстана? Одни пишут, что он совсем не нужен и что подземные воды с лихвой обеспечивают все нужды сельского хозяйства и промышленности. Другие доказывают, что канал нужен. Трудно понять, кто прав...)

Каныш Имантайулы кратко охарактеризовал скудные водные ресурсы Центрального Казахстана и подчеркнул острую необходимость в проектируемом канале. Он рассказал о громадных расходах воды, особенно при обогащении руд, и необходимых для этого гарантированных запасов ее в водохранилищах. Растрачивание для этой цели подземных вод, предполагаемые запасы которых пока сомнительны, приведет при постоянном их выкачивании к подъему солей с нижних горизонтов, так как эти природные линзы вообще медленно восстанавливаются из-за недостаточного прихода извне. В этом случае мы надолго, если не на вечно превратим наши степи, где расположены крупные предприятия, в настоящие пустыни, чего нам не простят будущее поколения...

Убедительные аргументы, приведенные казахстанским ученым, очевидно, заставили председателя Госплана задуматься.

Каныш Имантайулы тут же привел и другие доводы.

- Алексей Николаевич, вы меня знаете довольно продолжительное время, мы с вами всегда открыто говорили о трудностях и преодолевали их по мере возможности, - сказал он, переходя на доверительный, товарищеский тон... - И сейчас я был предельно откровенен. Если вы считаете меня специалистом, знающим хоть немного свой родной Казахстан и сделавшим все, чтобы его подземные богатства стали достоянием народа, то, скажу вам, дорогой Алексей Николаевич, мы пока взяли одну лишь десятую часть того, что разведали наши геологи. Вся беда в том, что без достаточно обильной воды мы там ничего не сделаем. И известный вам Экибастуз, и Караганда, и Темиртау, и Жезказган постоянно будут испытывать нехватку воды. Канал нужен, если сказать честно, как когда-то была необходима для этого пустынного и безводного края железная дорога, словом, он преобразит этот огромный, перспективный край!..

После этих слов немногословный, серьезный и неулыбчивый А.Н.Косыгин, как говорят некоторые авторы воспоминаний об ученом, не выдержал, чуть улыбнулся и, вызвав своего референта, занимавшегося этим вопросом, указал ему на толстые папки с материалами и твердо сказал: «Заберите все эти бумаги, сдайте в архив, подготовьте решение: канал Иртыш-Караганда будем строить!»

Разумеется, мнение авторитетного государственного деятеля, фактически главы правительства, значило много, с ним считался и Н.С. Хрущев. Но для ускорения сооружения канала академику Сатпаеву пришлось еще говорить об этой проблеме с трибуны внеочередного XXI съезда КПСС. В 1961 году Совет Министров СССР принял специальное постановление о строительстве канала Иртыш-Караганда...

«В нелегких спорах прорисовывалась окончательная схема строительства канала от Иртыша... Очевидно, авторитет Сатпаева, видение ученым далекой перспективы сыграли решающую роль в выборе схемы, по которой потом реализовывался проект, - писал один из руководителей этого строительства, позднее губернатор Омской области Л.К. Полежаев в своих мемуарах «Путь к себе» (А., «Казахстан», 1993г.,стр. 256) - Действительно, сооружение уникального канала, подача воды по открытому руслу на полукилометровую высоту было смелым техническим решением. Строительство гигантского канала, второго в мире по протяженности, безусловно, вписывалось в схему экономического бума, который охватил страну. Поднять мощь Казахстана призвана была эта рукотворная река. Начало ей было положено в 1963 году коллективом «Иртышгэсстроя», который к тому времени перекрыл Иртыш у Бухтармы и перебазировался в поселок Калкаман, в семидесяти километрах от реки...»

Более десяти лет продолжалось строительство этого поистине грандиозного объекта. 5 декабря 1967 года в 16 часов 20 минут гигантские насосы на берегу великой реки начали подачу воды в готовое русло первой очереди канала, ровно через шесть суток, как передано в сообщениях ТАСС, она дошла до Экибастуза, и с этой минуты все проблемы шахтерского города и его производственных объектов с водой были сняты навсегда. Вода пришла в Караганду и Темиртау. Через громадные трубопроводы она тогда же была доведена до некоторых намеченных по проекту промышленных рабочих поселков; но, увы, не дошла до Жезказгана, пользующегося до сих пор местной водой из Кенгирского водохранилища... По всей трассе канала тогда же возникли новые поселки, животноводческие, зерновые и овощеводческие хозяйства. В десяти искусственных водоемах канала выращивается рыба, чего в этих местах никогда не бывало. Летом на их берегах шумят настоящие птичьи базары.

В общем, можно заявить, что предсказания ученого почти сбылись, мечта воплотилась в явь. Жаль конечно, что сам Каныш Имантайулы не дожил до этих дней... Отрадно отметить, что не забыты великие заслуги академика К.И. Сатпаева, столько сделавшего, чтобы открыть путь живительной влаге в засушливые степи Сарыарки. Водники Павлодарской, Карагандинской областей и другие коллективы, пользующиеся каналом из Иртыша, да и вся общественность республики несколько раз в течение десяти лет поднимали вопрос о присвоении каналу имени Каныша Имантайулы, наконец, в год празднования 100-летия со рождения ученого добились успеха: сейчас канал носит имя своего творца!...

Важен еще один аспект, связанный с использованием канала для нужд северных областей Казахстана.

В сегодняшней столице республики Астане проживают около триста тысяч человек, совершенно ясно, через десять лет население заново отстраивающегося города увеличится, и воды Ишима не станет хватать. Неизбежно возникнет вопрос: где взять недостающую воду?

Дальновидный и прозорливый во всем К.И. Сатпаев, добиваясь строительства этого канала сорок лет тому назад и тогда же воплотивший свою идею в жизнь, словно предугадывал будущее решение проблемы...

Вот как его объясняет академик Ш.Чокин в своей мемуарной книге, на странице 176: «Техническая схема и целесообразность осуществления Акмолинской ветви мне представляется в виде забора воды в районе Шидертинского водохранилища (несколько выше восьмой насосной станции), прохождения трассы вдоль железной дороги Павлодар-Экибастуз-Акмола и впадения в русло Ишима. Общая длина 270 километров, подъем воды на высоту 120 метров. Далее подразумевалось, что вода, пройдя по Ишиму около 400 километров, выйдет к створу будущего Есильского водохранилища. А из Есиля воду можно подавать в верховья реки Тургай и в Куишурун. Насыщение водой северных районов привело бы к коренному улучшению инфраструктуры региона. У водной магистрали Иртыш-Караганда лучшие дни еще впереди...»

Напоследок скажем, что эта идея отчасти уже реализована. К концу 2001 года иртышская вода по новому гигантскому трубопроводу с Шидертинского водохранилища стала поступать в Астану.

Нам остается сказать: великое творение академика Сатпаева еще много-много лет будет работать на благо казахстанцев!...

Сарсеке М. Канал Иртыш-Караганда // Иртыш сегодня. - 2003. - 31 января. - с.21